Рыцарство крестовых походов... Одиозные рыцари - менестрели, слагавшие песни на поле боя; религиозные фанатики - аскеты, не щадившие своей и чужой крови во имя Гроба Господня; авантюристы, искавшие подвигов и приключений, относившиеся к походу в Святую землю, как к сверхавантюре; коварные стяжатели, одержимые жаждой наживы и не стеснявшиеся набивать карманы золотом --все они встают перед нами, когда мы читаем художественные и научные произведения, описывающие эпоху Крестовых походов.
Почему легендарный типаж рыцаря столь разнообразен? Почему рыцари, жившие, в сущности, по одним законам, были столь разными людьми? Попробуем разобраться в основах возникновения рыцарского менталитета.
Возьмём на себя смелость утверждать, что менталитет викинга был одной из составных частей рыцарства. Рыцари раннего средневековья по своим идейным установкам походили на викингов, но впоследствии рыцарский идеал был значительно облагорожен. Сразу оговоримся: известно немало случаев, когда рыцари нарушали принятый в их среде кодекс чести. Но эти случаи воспринимались именно, как нарушение, отступление от общепринятых норм. С другой стороны, известны и обратные ситуации. Иногда рыцарь столь заботился о своей чести, что ради соблюдения её законов готов был рискнуть успехом своего дела. Для викинга это не характерно. Он, конечно, предпочитал отомстить за оскорбление "благородным образом", но главным для него было - всё таки свершить задуманное. Иными словами: за благородство в бою или на поединке викинг заслуживал похвалы, но при отказе от такого благородства он, всё же, не заслуживал упрёка.…